Как «Тойота» пыталась покорить Формулу-1

 Как «Тойота» пыталась покорить Формулу-1

Источник фото: www.seriouswheels.com — «Тойота»

Друзья! Пока вспышка пандемии коронавируса продолжается, предлагаем вам ознакомиться с материалом, как легендарная «Тойота» пришла в Формулу-1, как пыталась ее покорить, какие меры предпринимали для этого в команде, в какие грязные скандалы попадали и почему в итоге ушли. Уверен, многие читатели знакомы с популярной в России маркой, и задаются вопросом, почему японская супер-компания попрощалась с Королевой автоспорта.

30 июня 2000 года «Тойота» объявили, что приходят в Формулу-1 с сезона 2002 года. В качестве боевых пилотов предварительно были объявлены опытный Мика Сало, который заменял Михаэля Шумахера в 1999 году во время его травмы и имел приличный километраж в Формуле-1, и Алан Макниш, трехкратный чемпион 24 часа Ле-Мана.

И уже на предварительной стадии «Тойота» столкнулись с проблемой. Команда планировала дебютировать с двигателем V12, но регламент изменился, поэтому вместо 2001 года команда вынуждена была перенести дебют на 2002. Полностью сделанный V12 выбросили в утиль, чтобы с нуля создать V10. Вот так «Тойота» понесла первые лишние расходы по причине плохого взаимодействия с «ФИА».

Весь 2001 год уходит на тесты «Тойота» TF101, тестовой модели для сезона 2002. До запрета на зимние тесты к ноябрю команда успела накатать километраж 32 тысячи километров на 11 трассах. Команда была уверена, что готова к дебюту в Формуле-1.

wallup.net

Дебют для команды в 2002 году выдался относительно удачным. В результате хаоса на Гран-при Австралии 2002, Мика Сало смог сразу же привезти команде первое очко! Но потом все встало на свои места. Еще одно очко — и по итогам сезона лишь 2 зачетных балла в копилке, «Тойота» заняла последнее место…и приняла решение распрощаться с обоими пилотами.

Самый запоминающийся эпизод в 2002 году, который едва не стоил жизни пилоту Toyota, случился с Макнишем. Алан на практике Гран-при Японии не справился с управлением, и буквально влетел в барьер. Сотрясение мозга, и к гонке Алана не допустили.

В 2003 году «Тойота» берут в качестве пилотов ветерана F1 и победителя Той Самой Гонки Гран-при Монако 1996 Оливье Паниса и Кристиано да Матту, чемпиона «CART». По-прежнему «Тойота» верна себе — опытный пилот Формулы-1 плюс быстрый гонщик из другой серии.

Сезон 2003 команда провела лучше — 16 очков, восьмое место в Кубке Конструкторов. А на Гран-при Великобритании 2003 при появлении Safety Car команда даже успела полидировать в гонке двумя машинами.

К 2004 году Toyota сохранила свой состав пилотов, и сделала первое крупное приобретение — переманила к себе в команду того самого Майка Гаскойна из «Рено», который был одним из тех, кто заложил успех французской команды в нулевых. Результаты остались на том же уровне — снова восьмое место Кубка Конструкторов.

Важный эпизод сезона 2004.

Вскрылся шпионаж «Тойота», команду обвинили в краже файлов из…«Феррари». Да, команда решила не скромничать, и замахнулась на самую титулованную конюшню в F1. Команду обвинили еще в 2003 году в том, что они создали болид, очень похожий по внешнему виду на болид «Феррари». К 2004 году дело было передано в суд Кельна, причем материалов было…на десять тысяч (10000!) страниц. Окружной прокурор сетовал на то, что «Тойота» отказывается предоставить данные в Маранелло, и вообще заявляют о своей невиновности, хотя факт утечки данных из Скудерии был уже очевиден.

Забегая вперед — суд завершился только к 2007 году. Как оказалось, сотрудники «Феррари» Мауро Яккони и Анжело Сантини передали секретную техническую информацию в стане японского соперника…при смене места работы в 2002 году. Итог — 25 месяцев тюрьмы для обоих. «Тойота» по итогам 2004 впервые высказали недовольство. Отсутствие конкуренции, доминирование «Феррари», и, разумеется, на фоне успехов «Хонда» и подиума Такумы Сато — японский концерн, который инвестировал в тот момент больше всех денег (!) в Формуле-1, начал понемногу терять терпение…

В 2005 году Ральф Шумахер и Ярно Трулли презентовали болид TF105. Забегая вперед — этот сезон станет лучшим в истории «Тойота». На Гран-при Малайзии 2005 команда завоевала первый подиум в своей истории! Как мы помним, сезон 2005 стал худшим для «Феррари» в нулевых, Шумахер и Баррикелло одержат победу только на скандальном Гран-при США 2005. Кими Райкконен и «Макларен» испытывали огромные проблемы с надежностью на старте сезона, и «Уильямс» переживали конструкторский кризис, а «Ред Булл» как раз проводили первый сезон в Формуле-1. На фоне них в «Тойота» показывали стабильные результаты.

На Гран-при Испании 2005 Ярно Трулли завоевал третий подиум в первых пяти гонках. Можно назвать это наивысшей точкой развития команды «Тойота» в Формуле-1. Тогда Трулли был главным преследователем Алонсо в чемпионате, и «Тойота» уже заявляли о том, что наконец-то инвестиции дают о себе знать, и уж в 2006 году они будут бороться за титул.

Дальнейшее развитие сезона покажет, что тягаться с «Рено», «Макларен» и тем более «Феррари» команде просто не по зубам, и удачный старт сезона не перекроет темпы развития машин у более серьезных соперников. Во второй половине сезона прибавил Ральф Шумахер. Первый подиум за «Тойота» — Ральф на Гран-при Венгрии 2005. Кстати говоря, Трулли после Испании так и не вошел больше в первую тройку. И — да, два брата снова на подиуме. Но Шумахеры уступают как Кими, так и Алонсо…

На том самом Гран-при США 2005 начало уик-энда началось со страшной аварии Ральфа Шумахера, в которой он чудом выжил. Как раз этот инцидент пилота «Тойота» был первой ласточкой к отмене гонки, в которой будут участвовать только клиенты Bridgestone, что закончится грандиозным скандалом.

К 2006 году результаты команды остались примерно на том же уровне, но подтянулись соперники. Как итог — лишь один подиум Ральфа Шумахера за сезон в Австралии 2006. Проблема «Тойота» заключалась также в адаптации к резине Bridgestone, к тому моменту из-за разногласий команду покинул Майк Гаскойн, и технический штаб японской команды опять опустел. Более 10 сходов за сезон в совокупности тоже не добавили оптимизма, и команда ждала уже сезон 2007…

wallup.net

В сезоне 2007 года не последовало улучшений, и команда лишь чудом удержалась на шестом месте Кубка Конструкторов. Ни одного подиума, и по истечении сезона Ральф Шумахер заявил о том, что уходит из команды. Вице-директором стал Тадаси Ямасина, потому что было объявлено о том, что «Тойота» НЕ выполняет свои предсезонные обещания, и тем более не ведет обещанную борьбу за титул. Японский максимализм постепенно начал уже не ждать, а требовать..

На старте Гран-при Бразилии 2008 года Ярно Трулли смог квалифицироваться на первой линии стартового поля. В целом, в 2008 году были улучшения, но это были те же самые результаты, только в профиль. Пятое место Кубка Конструкторов, отдельные неплохие фрагменты — но уже всем было ясно, что команда не сможет бороться за титул.

Уже на старте 2009 на фоне разрастающегося скандала с Максом Мосли, угрозах «Феррари» развалить Формулу-1 и надвигающегося совершенно нового регламента 2010, в «Тойота» дали ясно понять: их терпение на исходе. Цель была поставлена ясная: закончить чемпионат в первой тройке. И старт сезона обнадежил — мы часто вспоминаем о двойном диффузоре Brawn GP, но забываем, что это же решение, просто менее эффективное, использовали еще и «Тойота» с «Уильямс». На старте Гран-при Малайзии 2009 как раз эти три команды были впереди.

Вкратце о старте сезона 2009: Brawn GP штампует подиумы, «Тойота» за ними, пока остальные просят аннулировать результаты команд с двойным диффузором. Довольно забавно, как в этом случае сели в лужу «Феррари», «Макларен» и «Рено», пока второй эшелон активно атаковал. Однако уже было ясно, что самая сильная машина по-настоящему у «Ред Булл», который в Китае сделали дубль без двойного диффузора. В конце сезона Феттель едва не догнал Brawn в гонке за титул, но это уже другая история…

На Гран-при Японии 2009, 4 октября, «Тойота» завоевали свой последний подиум, причем на родной земле. Ровно через месяц, 4 ноября, концерн объявит об уходе из Формулы-1..

wallup.net

4 ноября 2009 года.

«Toyota Motor Corporation (ТМС) сообщает о своих планах покинуть чемпионат мира в конце 2009. TMC, рассматривавшая участие в F1 как свой вклад в дело процветания автомобильной культуры, продолжала участвовать в высшей категории автоспорта даже перед лицом резких изменений в экономике, начавшихся в прошлом году. В результате подробного анализа спортивных программ на сезон 2010, прогноза на последующие сезоны и с точки зрения долгосрочных перспектив, а также с учетом тяжелой экономической реальности, TMC приняли решение уйти из Формулы-1».

Тойота

Фернанда Виллас-Боас, представитель «Тойота« , заметил, что они оставались единственной конюшней, кроме «Феррари», которая разрабатывала шасси и двигатель самостоятельно. Все были уверены в продолжении работы. Поэтому заявление «Тойота» для всех стало шоком. Ведь еще в начале осени команда подписала Договор Соглашения, где гарантировала, что останется вплоть до 2012 года включительно. Однако уже в октябре поползли слухи о том, что команда не желает вкладывать дальше деньги, учитывая изменения на 2010 год.

Итог «Тойота» во многом подвели Ferrari в интересной заметке десятилетней давности на своем сайте:

Формула-1 несет серьезные потери: за последние 12 месяцев об уходе объявили Honda, BMW, Bridgestone, а этим утром еще и Toyota. Это результат войны против крупных автоконцернов от руководителей нашего спорта, и это не может быть выходом из сложившейся ситуации. В детективе Агата Кристи имя виновника становится известным только после того, как один за другим погибают другие герои. Неужели мы хотим дождаться подобного финала, или все-таки должны вписать в книгу Формулы 1 какую-то иную концовку?

«Феррари»

9 ноября 2009. Эпилог от Ники Лауды.

Команды били тревогу, ушли «Хонда», Bridgestone, «Тойота», под вопросом были «Рено» (которые уйдут в конце 2010). Казалось, Формула-1 стоит на пороге глобального кризиса и даже закрытия. Но вот что сказал уже покойный Ники Лауда.

«Я ничуть не удивлен уходу «Тойота». Они уже много лет пытались добиться успеха, при этом у них был самый большой бюджет, больше, чем у «Феррари», возможно ли это? И ни одна цель не достигнута. Господи, у них даже ни одной победы нет, только подиумы. А теперь еще и финансовый кризис, японские концерны всегда ориентировались на «своих», и посмотрите — «Хонда» ушла, Brodgestone ушли, «Субару» покинули ралли, они не видят смысла в условиях финансового кризиса разбрасываться деньгами. Уход «Тойота» был очень логичным.

Но несмотря на то, что решение, принятое японцами, представляется вполне логичным, правильным его я не могу назвать. И, кстати, больше всего в этой ситуации сейчас выиграет «Мерседес». Вы спросите меня, почему? Потому что эта фирма осознала ценность Формулы-1 как эффективного инструмента маркетинга, и даже в условиях финансового кризиса будет его использовать. Я знал о переговорах «Мерседес» и «Макларен» по выкупу акций, и знаю, что «Мерседес» нацелены на приобретение Brawn GP».

Ники Лауда добавил.

Формула-1 переживет и уход «Тойота». Они стали ненужным балластом и будущее за такими командами, как Mercedes. Я уверен, нас ждет новая эпоха, и ее олицетворяет именно команда из Штутгарта.

Ники Лауда

«Тойота» ушли, Brawn GP стал «Мерседес» и в данный момент является одной из самых титулованных команд Формулы-1. История бывает беспощадна даже к самым великим.

Источник: simplyformula.ru

Simply