«Лотус» в Формуле-1: Легенды не умирают. Часть 2.

 «Лотус» в Формуле-1: Легенды не умирают. Часть 2.

Источник фото: theunionjournal.com — «Лотус», Джим Кларк и Грэм Хилл

Мы продолжаем цикл рассказов о классической команде Формулы-1 «Лотус» на simplyformula.ru. Часть 1 вы можете прочитать здесь.

1967 год — легендарный год для команды «Лотус». Ведь в ее составе напарниками стали Джим Кларк…и чемпион мира 1962 года Грэм Хилл. Разве можно себе представить более легендарную связку пилотов?

На Гран-при Нидерландов 1967 доминировал революционный «Лотус» 49 с мотором Ford Cosworth V8. Джим Кларк выиграл ту гонку с восьмого места, и это была первая победа для двигателя из 150 в дальнейшем.

Форма заявочного листа на гонку

Гран-при Голландии 1967 год
 4 июня 1967 года — трасса в Зандвоорте.
 Организован в соответствии с условиями Международного Спортивного Кодекса ФИА о дополнительными правилами, установленными KNAC/N.A.V.
Заявочный лист
 Команда: Lotus limited
 Адрес: Норвич, Nor95w, Норфолк, Англия.
 Настоящим заявляет следующие болиды на Гран-при Голландии 1967 года
 Марка болида: Lotus
 Марка двигателя: информация прилагается.
 Диаметр в мм: информация прилагается.
 Количество оборотов: информация прилагается.
 Рабочий объем двигателя: информация прилагается.
 Количество цилиндров: информация прилагается.
 Лицензия ФИА: 1967 год
 Выпущен в:
 Заявитель: команда Lotus limited
 Пилот: Грэм Хилл
 Запасной пилот (если есть): Джимми Кларк.
 Я подтверждаю, что упомянутые выше машины соответствуют всем нормам настоящей Международной Формулы-1, установленной C.S.I.
 Также я обязуюсь следовать и ограничиваться правилами, установленными на гонку, с которыми я ознакомлен.
 Я согласен с тем, что KNAC/N.A.V. не несет никакой ответственности за любой вред или ущерб, причиненный заявленным машинам, их деталям и частям, а так же за любой вред, причиненный мне, моим гонщикам, персоналу или транспортным средствам; и я отказываюсь от любых юридических претензий к KNAC/N.A.V. в связи с любым вредом, который может быть причинен мне, вследствие любых действий или бездействия, со стороны указанного клуба или его официальных представителей или агентов в отношении этого соревнования или любого вопроса, возникшего впоследствии.
 Я подтверждаю, что в соответствии с условиями гонки и особенностями трассы, гонщики компетентны во всех отношениях, а заявленные машины безопасны и пригодны к использованию на заявленной скорости.
 Подпись заявителя
 Подпись пилота
 Подпись запасного пилота (если есть)
 Дата: 28 марта 1967 года
royalib.com

В 1967 году «Лотус» и Кларк не смогли выиграть титул, заняв второе место в сезоне. Зато на Гран-при США 1967 Кларк и Хилл победили всех, оформив дубль. Грэм занял поул, но из-за проблем с трансмиссией был вынужден уступить победу Джиму. Главной проблемой «Лотус» после 1965 года стали проблемы с надежностью, но когда удавалось их избегать, то равных команде не было…

1 января 1968 года прошел Гран-при ЮАР. Дубль «Лотус», Джим Кларк одерживает дебютную победу в сезоне, и все ждут очередного сезона с раскладом Джим — первый, Грэм — второй. Кажется, команду «Лотус» ждет расцвет — так и было. Однако в 1968 году чемпионский титул своей команды Джим уже не увидит..

Колин Чепмен и Джим Кларк
Официальный Twitter-аккаунт F1 Images

23 мая 1993 года Фред Гэмбл написал заметку в своем блоге. В 1968 году он являлся директором «Goodyear», и присутствовал при экспертизе фатальной аварии Джима Кларка.

Об обстоятельствах смерти Джима Кларка 7 апреля 1968 года…возможно настало время сказать правду. Я имел честь быть частью той эпохи и другом Джима Кларка, и был таким же опустошённым как и многие, когда он погиб. Его автомобиль имел неисправности задней подвески, к сожалению это одно из частых мест поломки блестящего, но недостаточно крепкого болида «Лотус» тех времён.

Фред Гэмбл

Фред рассказал, что в то время когда «Firestone» заключил договор с «Лотус», он был первым директором компании «Goodyear» по международным гонкам. После фатальной аварии Джима Кларка покатились слухи о проблеме с покрышками. Инженеры компании «Firestone» показали шины с автомобиля Кларка. Они не были спущенными, но были потёртости, которые говорили о том, что автомобиль понесло в сторону после поломки в подвеске. Джимми имел бы шанс вырулить с проколом или с дефляцией, но поломка в подвеске была гораздо более сложным случаем, что не давало ему контролировать автомобиль.

Фред заявил, что может понять «Firestone», которые не хотели чтобы обвинения посыпались на их корпоративные отношения с «Лотус» и Колином Чепменом.

Я думаю, что те из нас, которые «вращались» в спорте в то время, кто знал о подробностях гибели Джима Кларка, наверное молчали из уважения к таланту Колина Чепмена как дизайнера, но больше потому, что великий Джим Кларк был Чемпену как сын. Я уверен, что Чепмен знал причину аварии, но был при этом публично осуждён за хрупкость конструкции. Всё это было слишком эмоционально для того чтобы Колин это мог перенести.

Фред Гэмбл
Разбитый болид «Лотус» Джима Кларка
motorsporthistory.ru/

Как утверждают свидетели, после смерти Кларка Колин Чемпен закрылся дома и не подпускал к себе даже близких. Тот трагический месяц полностью изменил его прежнее беззаботное отношение к гонкам. С другой стороны, он будто ожесточил Колина, и лишил его некоторой человечности. Теперь он думал лишь о конечной цели. Как отмечали потом коллеги Колина, он уже ни к кому и никогда не относился так же, как к Кларку.

Джим Кларк
gvmracing.blogspot.com

Рассказ Винфрид Колба, стоявшего на посту номер 16 почти на всех гонках, начиная с 1965 года. Был он там и 7 апреля 1968 года. Эту историю он рассказал в августе 1999 года.

Я очень хорошо помню тот день, 7 апреля 1968 года. Как будто это было вчера. Я был большим поклонником Джимми Кларка. Я и мои друзья были сильно взволнованы, когда узнали, что он прибыл в Хоккенхайм для участия в гонке Формулы- 2. Думаю, он был величайшим гонщиком.

Тогда здесь не было шиканы, нет. Длинная, очень длинная изогнутая дорога сквозь лес — по сути, ты въезжал в туннель из деревьев. Мы были разочарованы, что Кларк не занял поул, кажется, он был на несколько линий позади. Еще тогда пошли разговоры о надежности «Лотус», однако ничего серьезного я не слышал.

Вообще, мы все были очень воодушевлены. Двукратный чемпион мира, лучший гонщик после Фанхио, возможно, лучший пилот в истории и точно лучший на данный момент, поедет здесь, в Хоккенхайме! Пусть без поула, но в трасса была довольно сырой, и у него точно будут шансы отыграться в гонке. К старту дождя уже не было, но лужи были абсолютно везде, не знаю, могли ли это сыграть свою роковую роль.

В гонке Курт Аренс захватил лидерство, он сразу обогнал Пескаролу и Бельтуаза. Видимость, кстати, была очень плохой в тот день — брызги застилали все вокруг.

В то время здесь не было никакой шиканы. Одна только длинная-длинная, слегка изогнутая дорога в лесу — настоящий тоннель из деревьев которые росли по обеим сторонам трассы на расстоянии не больше метра от обочины. Мимо моего поста машины пролетали на максимальной скорости под 250 км/ч. Сейчас бы организаторы не допустили такого, но мне тогда не было страшно, совсем. Понимаете…мы просто не верили, что эти парни могут вылетать или разбиваться, мы были свято уверены в том, что они бессмертные и все контролируют. Странно, правда?

Кларк никак не мог выйти вперед. На втором круге я увидел Аренса, Бельтуаза, Пескаролу…и «Лотус» с единичкой Джима. И все произошло очень быстро. Я увидел, что зад автомобиля повело влево, и Кларк сделал движение, чтобы выровнять автомобиль на трассе. В какой-то момент показалось, что ему удалось это, но затем автомобиль на бешеной скорости заскользил в направлении левой обочины, в сторону моего поста. Я не уверен во всем, что увидел, было очень много брызг, но я понял, что «Лотус» на огромной скорости юзом летит прямо в дерево. Дерево среди деревьев, огромное дерево среди огромных деревьев — у Кларка не было шанса избежать фатальных последствий.

Машина ударилась о дерево боком, она разлетелась на три части, двигатель и коробка передач пролетели около ста метров и приземлились там, где стояли зрители, передняя часть пронеслась далеко по асфальту. А сам кокпит с Джимом замер на левой обочине.

Голова Кларка свисала набок, он был неподвижен, и меня пробрало до костей. Все это выглядело очень плохо. В те дни не было врача на каждом посту, и я вызывал скорую помощь по радио. Машины пролетели мимо, и все затихло. Я побежал к Кларку — бежал где-то около минуты, и тут же увидел, что к нему уже подъезжают врачи. Я не видел никакого движения в кокпите и решил, что худшее уже случилось, когда доктор, склонившийся над Кларком, вполне четко сказал.

«Он еще жив».

Я запомнил эти слова, потому что они подразумевали, что Джим находится в агонии, и «еще» означало, что это не будет длиться долго. Кларка перенесли в машину и увезли. Ждать известий не пришлось долго, может быть, минут десять или двадцать. Они прозвучали, как гром среди ясно неба.

«Джимми мертв».

Машины продолжали гонку, но только не Грэм Хилл. Он посмотрел в зеркала, понизил передачу, и с 250 км/ч перешел на режим скорости обычного дорожного автомобиля. Он выглядывался в обломки, пытаясь понять, точно ли это автомобиль Джимми. И — да, он это понял, потому что спутать красно-белый «Gold Leaf» нельзя было ни с чем. Он медленно уехал прочь, кажется, он понял, что дело очень скверно…

Я до сих пор уверен, что ошибки Джима Кларка не было. Не верю в это. Несмотря на сложные погодные условия, это был очень простой участок, а Кларк был очень аккуратным пилотом, поэтому, думаю, дело было в покрышке или подвеске.

Эпоха шестидесятых прошла под символом «Лотус». Были другие великие пилоты, великие команды, великие истории. Но период с 1961 по 1968 год — это эпоха зеленого «Лотус», Чепмена и его сына по духу — Джима Кларка. Мы будем это помнить всегда.

Уже через неделю читай о том, кто принял «бразды правления» командой, как Джеки Стюарт станет костью в горле Колина Чепмена и как наглый австриец вынудит Грэма Хилла покинуть команду, в которой он стал лидером после гибели Кларка.

Источник: simplyformula.ru

Simply