«Лотус» в Формуле-1: Легенды не умирают. Часть 1.

 «Лотус» в Формуле-1: Легенды не умирают. Часть 1.

Источник фото: f1i.com — «Лотус»

Мы начинаем цикл рассказов о классической команде Формулы-1 «Лотус» на simplyformula.ru.

Колин Чепмен основал Lotus Engineering Ltd в 1952 году, в Хорнси. Сам Колин родился 19 мая 1928 года в пригороде Лондона. После окончания университета в 1948 году начал заниматься конструированием автомобилей.

Официально Чемпен никогда не называл причины выбора этого названия. Существует версия от людей, знавших Чепмена, что оно появилось из прозвища его подруги Хэзел, позже ставшей его женой, которую он любил называть — «lotus blossom» (цветок лотоса).

www.hvauctions.com
Кстати говоря, единственное фото, где возлюбленные вдвоем.

Дебют «Лотус» в Формуле-1 официально состоялся 18 мая 1958 года в Монако. Это был Клифф Элисон на болиде «Лотус» на Гран-при Бельгии 1958.

500race.org
Клифф Элисон пилотирует болид «Лотус» на Гран-при Бельгии 1958.

А первую победу команде «Лотус» принес Иннес Айрленд на Гран-при США 1961.

www.motorsportretro.com
Иннес Айрленд только принес дебютную победу команде «Лотус»

Айрленд буйно отметил тот успех — он напился, а затем стал стрелять в потолок своего гостиничного номера. Что примечательно, это была последняя гонка Стирлинга Мосса в Формуле-1. Тем не менее, будущего у Иннеса в команде не было — коллектив все больше подстраивался под молодого таланта Джима Кларка. Именно он принес вторую победу команде на Гран-при Бельгии 1962 года.

f1-legend.ru
Первый титул «Лотус» в Формуле-1

Сезон 1963 года прошел под знаком абсолютного доминирования «Лотус». 7 побед в 10 гонках для того времени — невероятный результат, Джим Кларк стал чемпионом на Гран-при Италии 1963 года.

На Гран-при Бельгии 1964 года Джим Кларк обогнал Брюса Макларена на последней минуте. Это была 5 из 27 гонок в истории Формулы-1, когда победитель гран-при возглавлял пелотон лишь на последнем круге. Титул в том году Джиму не достался..

Пару слов о легенде автоспорта.

Сам Джим Кларк родился 4 марта 1936 года в Шотландии. Выступления Джима Кларка в автоспорте начались с довольно незначительных соревнований, но уже в 1958 году он присоединился к «Порше». Несмотря на то, что родители Джима были против автоспортивной карьеры сына до самого конца, молодой Джим Кларк вскоре начал выступать за команду «Border Reivers» и в 1959 году занял 10 место в 24 часах Ле-Мана.

В 1960 Джим Кларк согласился выступать за «Астон Мартин», но команда прекратила своё существование, и Кларк стал выступать за «Лотус» в Формуле-2 и Junior Racing. Тогда же начались и первые выступления в Формуле-1 — с Гран-при Нидерландов 1960 года. Но продолжим наш рассказ.

В 1965 году вновь не было равных команде Колина Чепмена — Джим Кларк одержал 6 побед в первых 6 гонках и, предсказуемо, досрочно оформил титул на Гран-при Германии 1965. Но еще был Гран-при Монако, который Джим пропустил…чтобы выиграть гонку «Инди 500». Достаточно сказать, что в итоге из 33 гонщиков в круге с лидерами осталось 4 машины. И три из них были «Лотус».

А еще в 1965 году произошла встреча Джима Кларка и Юрия Гагарина, о ней мы писали совсем недавно.

Сезон 1966 года неожиданно был провален «Лотус». Формула-1 перешла на 3-литровые моторы и команда оказалась не готова к изменениям.

После триумфального 1965 команда закончилась сезон лишь на 8 месте в личном зачете, однако Джим умудрился выиграть одну гонку — Гран-при США 1966.

Каким образом?

«Лотус» продолжили эксперименты с 16-цилиндровым двигателем BRM, Джим Кларк показал второе время в квалификации на «Лотус» 33 с этим мотором, но на последних минутах квалификации двигатель отказал и на старт шотландец вывел Lotus 43, на котором стоял 16-цилиндровый агрегат, взятый накануне у заводской команды BRM.

В гонке Брэбем вышел в лидеры на 10 круге, а через 7 кругов шедший третьим Сёртис столкнулся с отстававшим на круг Питером Эранделлом и был вынужден заехать в боксы на ремонт, откуда вернулся в гонку на тринадцатом месте. Вскоре Бандини вернул себе лидерство, но на 35 круге поломка двигателя вынудила его прекратить борьбу за победу. Через некоторое время та же проблема вывела из гонки Брэбема, что позволило Джиму Кларку одержать первую в сезоне победу, которая также стала единственной для команды «Лотус» и двигателя BRM H16. Примечательно, что 1966 стал первым годом с 1961, когда Джим не смог завоевать Большой Шлем.

В 1967 году к Джиму Кларку присоединится Грэм Хилл. Почему двум гонщикам не будет суждено провести много времени в одной команде, читай в продолжении.

Источник: simplyformula.ru

Simply