Почему команды Формулы-1 получают штраф за замену компонентов?

 Почему команды Формулы-1 получают штраф за замену компонентов?

Источник фото: Официальный Twitter-аккаунт F1

Многие читатели и фанаты Формулы-1 задаются вопросом — почему пилоты и команды получают штраф за замену компонентов двигателя или коробки передач. Какой в этом смысл? И как в итоге в Формуле-1 приняли подобное решение? Ведь когда-то гонщикам и вовсе разрешали садиться в запасную машину, к тому же, если отказал какой-то компонент, фактически коллектив уже наказан. Мы решили разобраться в этом вопросе.

Чтобы не быть голословными, в своем анализе будем опираться на историю изменения регламента Формулы-1 и комментарии действующего президента FIA — Жана Тодта.

Начнем с того, что Формула-1 слишком дорогая. Это — главная причина принятия всех решений, каким-либо образом связанных с ограничениями, лимитами и наказаниями за их нарушение. В целях сокращения расходов и было принято решение сократить количество двигателей на сезон, снизить стоимость поставки деталей частным коллективам.

Подобные ограничения и лимиты — отголоски регламента 2010, который был принят в скандальных условиях, когда после сезона 2009 команда Ferrari едва не ушла из Формулы-1, когда президент FIA Макс Мосли попал в известный секс-скандал (ожидайте в ближайшие дни подробный рассказ об этом), когда будущее F1 было очень туманным, так как противоречия между командами, руководством Формулы-1 и FIA достигли своего пика. Именно с 2010 года ввели ограничения в восемь двигателей за сезон — своеобразный «прощальный» подарок Макса Мосли на посту главы FIA, он являлся автором этой идеи. Собственно, с тех пор FIA последовательно уменьшали количество двигателей каждый сезон.

Ситуация, между тем, получается немного абсурдная. Цель FIA предельно ясна — мотивировать команды создавать более надежные и долгосрочные двигатели, чтобы они служили дольше, и не приходилось вкладывать чрезмерные суммы денег в разработку новых агрегатов, экономить средства на разработке. Однако до 2020 года FIA дважды принимала решения наперекор своей же политике, что вызывает определенное недоумение как среди фанатов автоспорта, так и среди непосредственно работников Формулы-1.

Первое такое решение — гибридные двигатели 2014 года. Очень дорогостоящая технология, которая никак не вяжется с ограничением расходов. К тому же это решение вынудило многие команды инвестировать огромные средства в дополнительные единицы и разработки (и это при том, что еще в 2017 году обсуждался вариант с переходом на атмосферные двигатели, то есть уймы средств, потраченных на гибрид, могли уйти впустую).

Второе решение — ужесточение штрафов на фоне многострадальной Honda и крайне не надежных Renault в первые сезоны турбоэры. Экономическая ситуация ясно давала понять, что к определенному времени лимит на четыре или пять двигателей — вполне достаточная мера для ограничения расходов. Но FIA на этом не остановились.

Особенно показателен пример McLaren Honda с 2015 по 2017 год. Из-за неисправностей, команда была вынуждена тратить чуть ли не вдвое больше денег, чем планировалось в бюджете, потому что штрафы откидывали команду назад, инвестиции не окупались, да и результат оставлял желать лучшего. Ведь на самом деле, в некоторых гонках McLaren неплохо ехали и могли бы стартовать в пределах первой десятки, но из-за штрафов в 150 миллионов мест все равно откатывались назад. В итог получался порочный круг, когда команда тратила больше средств, чтобы выбраться из моря штрафов, но в итоге приходилось тратить еще больше, чтобы компенсировать убытки, вызванные…штрафами.

При этом довольно странно, что никто не прислушивался к командам, которые были готовы тратить больше средств на двигатели. FIA упорно заявляли, что защищают маленькие команды и пытаются уравнять расходы. Смысл идеи: и последние станут первыми, чтобы лидеры из-за ненадежности откатывались назад, однако на деле оказалось, что команды, которые не могут строить надежные двигатели, без больших бюджетов, отдали еще больше денег, чем до введения ограничений. В итоге последние стали еще более последними, чем раньше.

И в конце интересный факт. Весной 2009 года, незадолго до ухода, Макс Мосли и вовсе озвучил идею ввести единый двигатель для всех команд, который соответствовал бы стандартам обычного дорожного автомобиля. Макс считал, что это позволило бы свести к нулю издержки при проектировании новых двигателей. При этом разница в мощности достигалась бы установкой дополнительных нагнетателей или рестрикторов — в зависимости от специфики чемпионата. Так что скажите спасибо, что у нас сейчас V6 с лимитами, а не дорожные машины пытаются разогнаться на прямой в Монце.

Источник: simplyformula.ru

Simply