Логистика в Формуле-1: как это работает

 Логистика в Формуле-1: как это работает

Источник фото: DHL — логистика

Многие читатели спрашивают — когда начинается уик-энд у работников команд, каким образом эти команды пакуют свои вещи, багаж, каким образом они перемещаются в другую страну. Сколько времени занимает данный процесс, и насколько сложно организовать логистику в Формуле-1? Мы решили раскрыть данный вопрос.

Гоночный уик-энд Формулы-1 начинается в пятницу. Казалось бы, чему удивляться? Да вот только начинается он в пятницу за неделю до первой тренировки.

Большинство «конюшен» базируется в Великобритании, и если речь идет о европейском этапе, добираются обычно через Францию. По французским законам, грузовики не могут ездить по территории страны в воскресенье, а значит большая часть грузовиков должна миновать ее до вечера субботы. Поэтому все грузы отправляются до вечера пятницы. Таким образом устроена европейская логистика.

В выходные за неделю до гонки на базе остается всего один грузовик — тот, в котором затем на трассу отправятся боевые автомобили пилотов Формулы-1. Причин для этого несколько.

Во-первых, так у механиков и инженеров есть больше времени для работы с машиной. Некоторые новинки бывают доступны только к утру понедельника, поэтому коллектив всегда старается оттянуть отъезд грузовика с машинами до последнего.

Во-вторых, в понедельник от их присутствия на трассе по большому счету нет никакого толка. Поэтому, чтобы логистика была более облегченной, принимают подобные решения.

Итак, боевые автомобили команды отправляют на гран-при в понедельник, чтобы к среде, за два дня до начала первых официальных тренировок, они были уже на трассе. В среду приезжают на автодром и сами гонщики.

У каждой команды есть место в паддоке для моторхоума и пары трейлеров. Обычно это офисные грузовики, в большинстве случаев именуемые RT («Race Truck»). Они располагаются непосредственно в паддоке, за боксами каждой из команд. По сути, это и есть главная рабочая зона коллектива. Кроме того, в паддоке располагаются офисы сотрудников отделов маркетинга и коммуникаций. Обычно между двумя грузовиками надстраивается подвесная конструкция — таким образом команды получают полноценные вторые этажи. Парковка двух таких RT — задача не из легких. Для того чтобы можно было построить между ними целый этаж, нужна филигранная точность.

ЛЮБОПЫТНО!

Конструкцией предусмотрено, что расстояние между двумя фурами должно быть ровно три метра. Если между передними осями расстояние будет 301 сантиметр, а между задними краями — 299, ничего не получится. Даже опытные водители с огромным стажем испытывают проблемы, плюс во время парковки используются специальные лазерные установки. Всего процесс занимает в среднем около часа, но иногда приходится повозиться и подольше. Местные байки гласят, что антирекорд парковки равен пяти (5!) часам.

Остальные грузовики по ходу гран-при располагаются на удаленных от паддока парковках автодрома или, если для них нет места, просто поблизости от трассы.

В основном, это те машины, которые первыми прибывают на трассу перед началом уик-энда. Логистика устроена таким образом, что они перевозят гаражные панели и все оборудование, необходимое для обустройства бокса. Когда на трассу приезжают гоночные машины, к их приему уже все готово. Последний грузовик паркуется в паддоке обычного европейского гран-при в среду утром. С этого момента о переездах можно забыть .

Еще до того, как дан клетчатый флаг, механики начинают собирать и готовить к отправке задние панели гаража (те, которые не видно в телетрансляции), а также запчасти, которые уже не пригодятся в ходе гонки — например, запасные двигатели и коробки передач. В процесс вовлечены и сотрудники, не задействованные во время пит-стопов, и водители грузовиков.

ЛЮБОПЫТНО!

Дальнобойщики, перегоняющие оборудование, не являются сотрудниками команд. Чаще всего, это водители крупных логистических фирм. Например, к «Мерседес» летом прикреплены 23 водителя компании «Eddie Stobart», одной из крупнейших логистических компаний в Великобритании. Раньше грузовики перегоняли механики команд, но современные европейские законы делать это запрещают.

То же самое касается самих механиков, часть прилетает на трассу в субботу, за восемь дней до гонки, чтобы помочь собрать моторхоум. Ко вторнику вся группа механиков должна быть на трассе. Оставшаяся часть персонала, включая пилотов, руководителей команд и инженеров, прибывает на трассу в среду.

Спустя час после окончания гонки грузовики, стоявшие на удаленных парковках, выстраиваются на пит-лейн.

В паддоке еще идет работа. Инженеры и пилоты разбирают прошедшую гонку в одном из RT. Обычно эта процедура занимает несколько часов, поэтому первыми загружаются так называемые «support trucks», грузовики поддержки. Их, как правило, по три-четыре у каждой команды.

Часть механиков занимается шинами. Все комплекты резины, а их более сотни на каждый коллектив, после окончания уикенда должны быть сданы «Пирелли». Колесные диски каждая из команд использует свои, от собственных поставщиков. Они также занимают немало места в грузовиках.

Весь процесс укладывания гоночного скарба отнимает около шести часов. До полуночи отправляются грузовики поддержки и три RT. Все они после каждого европейского гран-при (за исключением гонок, идущих одна за другой) отправляются на базу. Там у инженеров обычно около недели, чтобы проанализировать полученные данные, установить на машины новинки и отправить на следующий гран-при

Последние три грузовика покидают паддок в понедельник утром. Два из них составляют моторхоум команды, третий — грузовик поддержки, для которого нет места в паддоке.

Вообще, как все это собирается? Два грузовика встают рядом и образуют собой первый этаж. Там располагается небольшая переговорная, две комнаты пилотов, туалет и кухня. На крышах надстроен второй уровень. Это гостевая зона команды, где расставлены диваны, столы и стулья. Дополнительная лестница ведет на кухню. 

Моторхоум продолжает работать после окончания гонки еще несколько часов. Разбирать его начинают утром в понедельник. По частям моторхоум уезжает с автодрома в понедельник днем, одним из первых среди остальных команд. Моторхоумы практически никогда не возвращаются на базы по ходу европейского сезона, за исключением месячного перерыва в августе. Команды перегоняют их только по континенту, а на удаленных этапах арендуют помещения непосредственно на трассах.

«Fly away»

«Fly away» — термин, которым в Формуле-1 именуют гонки, проходящие за пределами Европы. Перевезти оборудование на грузовиках на такие этапы, естественно, невозможно. Логистика таких гран-при сложнее. Большую часть оборудования конюшни отправляют самолетами. В общей сложности груз каждой из команд составляет около 30 тонн.

На автодромах конюшни арендуют у владельцев трасс гостевые домики, расположенные в паддоке. Обустраивает такие помещения каждая команда самостоятельно, даже на заокеанские гран-при привозя собственные столы, стулья, телевизионные станции и даже кухонные приборы. Но они, в свою очередь, доставляются на гонки уже на паромах.

У каждой команды есть 5-7 полных комплектов для гостевых домиков. Подобные наборы путешествуют по свету на протяжении всего года. 

ЛЮБОПЫТНО!

Например, «Мерседес» свой первый комплект отправили в Австралию в начале сезона 2019 еще в конце января. В марте столы, стулья и прочая утварь добрались на пароме до Мельбурна, откуда затем были отправлены в Канаду. Гонка в Монреале прошла в июне. После нее этот же комплект уплыл в Японию — на гонку, которая прошла в начале октября. Затем на очередном пароме этот же комплект еще раз пересек Тихий океан — в середине ноября состоялся Гран-при США, и в Остине столы, стулья и телевизоры понадобились вновь. 

По ходу сезона каждый комплект преодолевает около 100 тысяч километров. Маршруты для каждого из них расписаны в начале года. Перевозить один комплект на самолете было бы намного дороже, ведь в конце сезона командам предстоит сразу семь «fly away» в течение двух месяцев.

В летний перерыв грузовики команд возвращаются обратно на базы, после чего сотрудники уходят в отпуска. В конце же августа фуры вновь разбираются и проверяют для дальнего пути. По большому счету, процесс по ходу сезона почти бесконечный, и «замерзает» лишь на декабрь — начало февраля.

Вот так устроена логистика в Формуле-1. Надеюсь, вам было интересно! Если понравилась статья — рекомендуй своим друзьям, ведь как и болиды Формулы-1, мы никогда не останавливаемся, и уже совсем скоро будут новые материалы.

Источник: simplyformula.ru

Simply