Как Brawn GP всех перехитрили

 Как Brawn GP всех перехитрили

Источник фото: ESPN.

Brawn GP. Единственная команда в истории Формулы-1, которая взяла все титулы в первый же год существования (исключая 1950 год, но тогда не было Кубка Конструкторов, поэтому да — первая), команда на один год, команда Росса Брауна.

Так вот, Росс Браун, один из «отцов» титулов Михаэля Шумахера, главный соперник Эдриана Ньюи в зачете «сумрачных гениев», ныне — спортивный директор всей Формулы-1 и один из тройки «отцов» Liberty Media, управляет F1 наравне с Чейзом Кэри и Шоном Братчесом. Как же ему удалось сделать то, что Ferrari сделать не могут уже десять лет?

Начнем с того, что он выглядит как человек из Что? Где? Когда?, но это, конечно, не главное. Главное — живой ум и умение находить серые зоны в регламенте. Но — давайте обо всем по порядку.

Итак, 5 декабря 2008 года Honda объявляет об уходе из Формулы-1, и, хотя команду Росс купил за символический 1$, надо отдать должное Honda, они все-таки помогли Брауну. Во-первых, они оставили недвижимость и оборудование в распоряжении Росса. Во-вторых, Браун получил 50 миллионов зеленых бумажек на выплату персоналу и сотрудникам, и это был весьма щедрый поступок, потому что японцы вполне могли просто «утопить» конюшню и уйти. Официально 5 марта 2009 года Росс Браун стал главной Brawn GP, что — логично.

Надо сказать и об обратной стороне медали. 270 из 700 сотрудников были уволены в связи с нехваткой средств, по большому счету, Brawn GP начинали сезон голыми, люди работали на энтузиазме, на гонку вместо 90 сотрудников приезжали 45-47 по причине нехватки опять же средств.

— Сначала мы думали, что нам не пережить сокращение персонала и бюджета — очень тяжело представить, что меньшее количество людей может сделать ту же работу быстрее и лучше. Во времена Honda на гонки приезжало множество людей, не занятых на трассе, в 2009 каждый был при деле, и командный дух от этого только выиграл. Все стало функционировать лучше, ошибок стало меньше, а управление — проще (с) Эндрю Шовлин

Росс Браун знал всех по имени и не ограничивался работой в офисе. Он был в курсе всех дел, по вечерам болтал с обычными механиками — это не могло не вызывать уважения. С другой стороны, Росс был крайне требователен – он доверял специалистам на 100%, но и степень ответственности неимоверно высока. Метод Росс Брауна предельно простой — много работы и дисциплина.

Кстати, запомнилось, что вместо того, чтобы указывать, как следует поступить, он заставляет сотрудников учиться на собственных ошибках, чтобы они сами приходили к нужным выводам. Когда дела шли плохо, нам удавалось минимизировать потери, Росс — очень спокойный человек, казалось, он не ведет борьбу за чемпионат мира, а мы просто ездим по миру в удовольствие…но в то же время, фантастически сосредоточены!

Мэтт Дин, сотрудник Brawn GP

Но — к сути. Да, действительно, Brawn GP выиграли за счет двойных диффузоров, и за счет скорости принятия решений. Итак, что такое диффузор?

Ключевая роль диффузора на современном болиде — ускорение потока воздуха под автомобилем для создания области низкого давления и, тем самым, увеличения прижимной силы. Задняя часть сделана таким образом, что она «вытягивает» воздух из-под болида. В общем, чтобы машина сильнее «прижалась» к трассе и быстрее проходила ее.

Источник: f1.com

Перед началом 2009 года Большие Команды не рискнули установить двойные диффузоры. Правила не давали четких указаний, при этом возникли «серые зоны». Интересно, что двойной диффузор Honda собиралась ставить еще в конце 2008 года, и концепцию разработал именно японский инженер, и Росс Браун был на 100% уверен, что этот трюк сработает, однако японцы ему не поверили…и, по сути, подарили идеальное оружие для «уничтожения» соперников в турнирной таблице.

В итоге, на Гран-при Австралии 2009 грянул взрыв — машины с двойными диффузорами, именно Brawn GP, Toyota и Williams, получили огромное преимущество. В принципе, ничего сверхъестественного, просто за счет этого технического элемента они стали быстрее.

McLaren, Ferrari и Red Bull подали, разумеется, протест и апелляцию с требованием дисквалифицировать Brawn GP из чемпионата. Росс Браун тогда заявил, что год назад сам выступал за конкретизацию регламента, в итоге же все плюнули на это, а теперь внезапно обнаружилось так много интересующихся и отстаивающих данные формулировки.

15 апреля 2009 FIA узаконили двойные диффузоры, и — все команды постепенно стали их внедрять. По сути, на том сказка Brawn GP и закончилась. Но только Дженсон Баттон успел наштамповать 6 побед в 7 гонках…чтобы потом ни разу не победить и лишь два раза попасть на подиум, да и то, до взятия титула был лишь один подиум. Здесь, по большому счету, сыграла свою роль уверенность топ-команд в том, что Brawn GP дисквалифицируют. Red Bull, McLaren и Ferrari были уверены в этом, поэтому до 15 апреля отдали территорию Brawn, а потом еще понадобилось время, чтобы внедрить технологию, и Баттон успел еще «скопировать» победы и «вставить» в чемпионат.

Вот и все, собственно. За счет оригинального решения и защиты в суде, Росс Браун выиграл для своей команды время, которое было необходимо для того, чтобы в начале сезона гарантировать позитивный результат, хотя к концу чемпионата их здорово поджимали Red Bull, да и Баттон оформил титул лишь за одну до конца в Бразилии, финишировав на пятом месте.

Поэтому — в целом, надо трезво оценивать, чем были Brawn GP. Это была по сути все та же Honda, спроектированная еще в 2008 году, не сам Росс ходил и закручивал гайки в машину. Когда все поставили двойные диффузоры, команда превратилась в обыкновенного середняка, и она наверняка бы канула в лету, если бы не результат в начале сезона. Но — побеждает сильнейший, а Росс Браун доказал, что по части гениальных решений ему нет равных.

Символично, что в 2010 году Brawn GP превратились в Mercedes, и именно Росс Браун построил долгосрочный проект, в финале мы видим шесть титулов подряд.

Simply